ОРФАК в Суздале: Невротики-грабители, ребенок-вампир и банк сердец

0

18 марта 2019

Написать отзыв

Марат Шабаев заканчивает рассказы о российских мультфильмах. Последний материал про фестиваль в Суздале посвящен специальным показам. Зрители могли посмотреть новинки, которые еще не вышли в прокат, и признанную мировую классику. Бонус – очень милые детские мультфильмы для пробуждения. Разумеется, называем имена победителей.

 

Поделиться

«Утренняя зарядка»

Программа показов детской анимации открывала каждый фестивальный день. Из-за этого аншлагов на ней не было – во время этих получасов зрители неспешно подтягивались уже на конкурсную программу. Между этим это далеко небезынтересное зрелище – «Утренняя зарядка» демонстрирует людей, которые возможно когда-то станут следующим поколением российских аниматоров. Самым молодым участникам здесь два года, поэтому в целом это очень незатейливые мультфильмы. Однако, это хороший повод собрать свои фестивальные мозги в кучку со вчерашнего вечера и настроиться на долгий день просмотра.

Это милые истории про червячков-паучков, российскую историю и самих себя. Один из хитов программы даже показали на открытии! «Лиса и голубь» семилетней Лизы Беляевой задает шуточный нарратив про хитрое животное, которое использует даже ракету для того, чтоб пожарить на сковороде несчастную птичку.

Какие-то детские мультфильмы напоминают концепты для полнометражного фантастического кино. «Однажды в Междумирье» семилетнего Александра Харламова выдает отличный сюжет про встречу с пришельцем-хамелеоном и подмигивает зрителю возможным твистом – как быть уверенным, что ты избавился от меняющего форму организма?

Есть здесь и попытки поговорить о нефигуративном искусстве. «Казимир Малевич» (авторы – Иван Манцов, Вячеслав Воробьев, Устина Лучкина и София Гадасина) – это краткая история зарождения супрематизма и возникновения футуристической оперы «Победы над Солнцем» Крученых и Матюшина.

По-хорошему эту программу стоит воспринимать в подобном ключе – примитивное и наивное искусство в ХХ веке стало авангардным, поэтому не стоит отмахиваться от детских проб и ошибок как от чего-то несерьезного.

Полные метры

В конкурсной программе в этом году было четыре полнометражных мультфильма – все они уже побывали в российском прокате и три из них являются продолжениями популярных детских франшиз («Три богатыря и наследница престола», «Снежная королева: Зазеркалье», «Смешарики. Дежавю». Четвертым полным метром конкурса стал – «Гурвинек. Волшебная игра», про который мы уже написали отдельный текст.

Российской премьерой стал спецпоказ венгерского полнометражного мультфильма «Ограбление по Фрейду» Милорада Крстича, лауреата анимационного фестиваля в Анси и Берлинале. Это потрясающая по стилю работа, в центре которой модный психоаналитик Рубен Брандт. Его мучают кошмары, в которых он погибает от рук произведений искусства. Вместе со своими пациентами, профессиональными ворами, он отправляется на собственную арт-терапию – команде невротиков предстоит выкрасть «Олимпию» Мане и еще дюжину картин из галерей и музеев.

Рейтинг 18+, поэтому стоит ждать обнаженки и сексуальных мотивов, кошмарных галлюцинаций с привлечением живописи и достаточно мрачной рисовки. Самый кайф ожидает синефилов – сюжет местами напоминает классику мирового кино, цитирует Хичкока и ссылается на немецкий экспрессионизм. В российский прокат мультфильм выйдет через месяц, и мы обязательно напишем про него подробнее

Программа португальской анимации из коллекции Международного фестиваля MONSTRA

В этом году на фестивале представили специальную программу – срез 25-летней истории португальской анимации с середины 90-х до наших дней. Составил ее Фернандо Галрито, художественный руководитель анимационного фестиваля в Лиссабоне, который не смог приехать в Суздаль лично по причинам – MONSTRA в этом году начинается уже 20 марта. Некоторые из них мы советуем срочно найти и посмотреть – это малоизвестные жемчужины из далекой страны, о которых почти никто у нас не знает.

Открывал программу фильм Аби Фейжо, участника международных фестивалей и анимационный режиссер со стажем. Его «Фаду Лузитано» (1995) рассказывает историю Португалии как маленького, но гордого государства на краю Европы. Это анимация в духе Терри Гиллиама – забавная и местами абсурдная перекладка. «Фаду Лузитано» является очень ироничный автопортретом Португалии и дает представление как минимум о юмористических национальных нравах.

Пластилиновый «Ш-ш-ш несовершенная настройка» (1999) помещает в центр кадра телевизор, который малоуспешно пытается настроить самого себя – то глаз отвалится, то изображение скукожится. Его снял Марио Жорже Невеш, известный своими рекламными роликами в пластилиновой технике.

Португалия XXI века не отстает от мировых анимационных трендов, а находится в их эпицентре – доказательством служат призы для современных национальных режиссеров. «Путешествие в Кабо-Верде» (2010) Жозе Мигеля Рибейру – это скетчевая шестидневная прогулка по островам Зеленого мыса, в которой есть место поискам себя, знакомству с местными жителями и морю – с принципиальным отказом от мобильного телефона и преимуществ цивилизации.

Португальские мультфильмы работают и с жанровой стилистикой – «Кали, маленький вампир» (2012) Реджины Пессоа выглядит как намеренный детский хоррор. Анимационная история про безобидного ребенка-вампира, у которого нет друзей, выглядит трогательной, но при этом ужасно пугающей – перед Кали разверзается натуральная экзистенциальная бездна. Закадровый текст читает Кристофер Пламмер, а в качестве музыкального сопровождения здесь звучит постиндастриал группы The Young Gods.

Концептуальная анимация «Сажа» (2014) Давида Дутеля и Васко Са активно использует в рисовке уголь. Это мрачная историю о грузе прошлого и депрессии, безрадостная зарисовка травматического события, которое отпечаталось глубоко в душе. Другой современный португальский фильм «Между тенями» (2018) Алисы Гимарайш и Моники Сантош. Это стоп-моушен рассказ, стилизованный под нуар. Главная героиня работает в банке сердец, когда к ней обращается очаровательный незнакомец с предложением ограбить это учреждение. Это смешная и изобретательная история сочетает в себе анимационные элементы, настоящих актеров и дух черно-белых детективных историй.

Победители

Суздальский фестиваль предполагает большое количество наград, что неудивительно при такой разнообразной программе. Лауреатами стали следующие фильмы:

Гран-при фестиваля

  • «Узы» (режиссер Дина Великовская)

Специальные призы

  • «Пять минут до моря» (режиссер Наталья Мирзоян)
  • «Ныряльщица» (режиссер Юлия Войтова)

Лучший профессиональный короткометражный фильм

  • «Лола живая картошка» (режиссер Леонид Шмельков)

Лучший фильм для детей

  • «Оранжевая песня» (режиссер Алексей Алексеев)

Лучший студенческий фильм

  • «Здравствуйте, родные» (режиссер Александр Васильев)

Лучший полнометражный фильм

  • «Три богатыря и наследница престола» (режиссер Константин Бронзит)

Лучший сериал

  • эпизод «Потерянный сон. Машина времени» (сериал «Новые Куми-Куми»), режиссер Владимир Пономарев

Лучшая работа в прикладной анимации

  • «Будущее логотерапии» (режиссер Ирина Эльшанская)

Приз гильдии киноведов и кинокритиков

  • «Лола живая картошка» (режиссер Леонид Шмельков)

Также во время фестиваля за фильмы могли голосовать не только члены жюри, но и коллеги по цеху. Пятерка профессионального рейтинга в этом году выглядит так:

  • «Пять минут до моря» (Наталья Мирзоян)
  • «Узы» (Дина Великовская)
  • «Лола живая картошка» (Леонид Шмельков)
  • «Митина любовь» (Светлана Филиппова)
  • «Здравствуйте, родные» (Александр Васильев)
  • Все материалы Киноафиши про Суздальский анимационный фестиваль – здесь.

    Подписывайтесь на Киноафишу в соцсетях, чтобы раньше всех узнавать новости!

    • Вконтакте
    • Twitter
    • Facebook
    • Instagram
    • Telegram

    Автор: Марат Шабаев

    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.